?

Log in

Экслибрис


Про-чтение

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

* * *
Оценка: 9
Жанр: Сборник лирических, медитативных эссе


Дмитрий Новиков, Вожделение, М., Вагриус, 2005 г, 320 с.
В рамках серии «Молодая литература России» издательство «Вагриус» выпустило сборник рассказов писателя Дмитрия Новикова «Вожделение».
Владимир Новиков родился в 1966 году в Петрозаводске, его первая публикация вышла в 2000 году. Место рождения Новикова, этот во многом особенный топос, просвечивает сквозь ткань его прозы. Кажется, что блеклый, выцветший северный пейзаж начинает дышать своим задумчивым холодом с первых же страниц сборника. Белое море, леса и реки недвусмысленно подчеркивают одиночество человека, помещенного в их оправу. Однако эта же оправа позволяет насладиться хрупкостью любви, ее ожиданием, предвкушением встречи или неповторимостью момента. В любом случае, любовь в рассказах Новикова играет не последнюю роль. Ее зримое или тайное присутствие в каждой частичке текста делает бессмысленным пересказ отдельных рассказов. Куда важнее оказывается само дыхание по-настоящему свежего и богатого языка и то, что приносит он с собой, щедро делясь с читателем.
В рассказах Новикова действительно много природы. Ее серьезная отстраненность передана живым, словно бы плещущемся словом. Сначала еле-еле, словно младенческое дыхание, а потом все сильнее задул ветер с моря. Он был ровный и ласковый, как утреннее объятие, и нес в себе простые, изначальные вещи. Соль и йод были в нем, и любовь глубоководных рыб, и когда-то давно прозвучавший крик малолетнего рыбака. Из рассказа в рассказ автор и герой возвращаются к истокам, как возвращается вода после отлива в процитированном выше рассказе «Куйпога». В этом отношении не случайной видится обложка книги – пенистая волна и след босой человеческой ноги на песке. Герои Новикова пытаются дойти до Изначального. Молчаливая внимательность природы к герою открывает эту возможность: Из леса он вышел преображенным («Волшебные превращения»), А потом вернулась она, вся покрытая сверкающими каплями воды и кристаллами соли… («Куйпога»).
Значимость глубинной основы, живущей вокруг человека в многообразии деталей, подчеркивается нередким сведением имен героев до лаконичного он или она. Важнее имени оказывается внутренний диалог или берущий слово насыщенный, порою даже тягучий, но никогда не тягостный, язык Новикова. «Рассказ для меня - это концентрированное, сгущенное до вязкой сладости, чувственное знание об одном из многочисленных пиков неисчерпаемой жизни», - признавался Новиков в одном из интервью. Если рассматривать прозу Новикова как акт познания, то его предметом станет то самое интимное и настолько хрупкое, что порою самому страшно смотреть – вдруг мираж, вдруг пропадет. Цепочка безобидных наблюдений, складываясь в целое, то пугает неожиданной развязкой, то обрывается на самом, казалось бы, интересном месте, заставляя позже вернуться к ней в памяти, пройти дорогой задумчивого наблюдателя еще раз, чтобы прочувствовать несказанное и потаенное. Новиков чаще предстает тонким наблюдателем, чем активно действующим субъектом. Каждое впечатление, даже самое мимолетное, пойманное его вниманием, бережно укутывается им в мягкую неторопливость речи, размеренную ритмику фразы. Впечатления застывают в вязкости его слова, как застывает торопливая муха в капле смолы: Уже приятно и горячо слипаются волоски на брюшке, и, наконец, последний вздох, последнее, судорожное движение еще сильного тела, блики света, оранжевая, рыжая, коричневато-красная прозрачность будущего янтаря и выражение неосознанного счастья на мушином лике, потому что в последний момент всегда появляется знание – смерти нет, а есть лишь окружающий тебя, невыразимо прекрасный мир, и ты в нем пребудешь вовеки, совсем не важно, в каком качестве… («Муха в янтаре»). Также и конечным смыслом рассказов Дмитрия Новикова является красота, очарование мира, возбуждающего в любом, даже самом усталом теле и темном духе непреодолимое вожделение.
Как признался в одном из интервью сам писатель, «от Новикова можно ожидать чего угодно, даже романа». Говоря откровенно, сложно представить себе сочетание монументальности романного жанра и медитативности рассказов Новикова. Однако, памятуя о существующих в истории литературы прецедентах, поверим автору на слове, и, оставляя себе право наслаждаться уже написанным, будем ждать.
Current Music:
Laurie Anderson
* * *
Жанр: Публицистика (биография)
Оценка: 10


Всё что вы хотели узнать о своей стране, но не у кого было спросить. Это история не про Ходорковского, вернее не столько о нем, сколько о политической эволюции России со времён падения совесткого строя. Панюшкин привык писать статьи на страницу -две и язык у него совершенно не литературный, а на первых страницах стиль и вообще скачет так, что кажется будто автор и сам долго не мог определиться, что же он всё-таки пишет, роман, биографию или остро-политическую статью. Зато потом глаз привыкает, да и стиль выравнивается - читается взасос.

Самое ценное в книге - это возможность на простом языке услышать чётко и абсолютно аргументированный рассказ о событиях, которых мы не видим на экране, хотя имеем право видеть, о которых мы часто не знаем, хотя это не секрет, о которых мы должны помнить, но как будто случайно не обращаем внимания. Вобщем - вы просто должны прочитать эту книгу вне зависимости от взглядов и интересов, вы должны её прочитать просто потому, что живёте в этой стране. Благо, читается она за два дня.

Кстати сказать, это первое крупное публицистическое произведение которое можно читать: бОльшую часть подобной литературы открывать нельзя, потому что она написанна людьми, не вызывающими доверия (коммерсантовец Панюшкин в этом смысле вне подозрений), а из остального чтива нам знакомы только Шендерович (но это скорее сатира, чем публицистика), Колесников (но у него всё довольно беззубо, хотя и смешно порой) и Трегубова, которая по большей части рассказывает о том, как Путин обедал с ней в суши-баре и делал ей комплименты, а она не знала, делает ли он ей комплименты как женщине или как журналистке...

Да что говорить - пока свежо, берите - и читайте
Current Mood:
утреннее
Current Music:
Propellerheads
* * *
Оценка: 9
Жанр: Мемуары


С первых страниц понимаешь, почему старина Черчилль получил нобелевскую премию по литературе. Восхитительная лёгкость, самоирония и живость изложения как-то не клеются с образом легендарного грозного премьер-министра. Но вся штука в том, что книга написана ДО Второй мировой войны и премьер-министром Черчилль ещё не был. В этой связи его впечатления особенно интересны, ведь Черчилль не только описывает уже произошедшие события, но и высказывается по поводу Сталина и Гитлера, от которых ещё совершенно неизвестно было чего ждать.

Самый интересный момент - молодые годы, но вот когда начинается описание первой мировой войны, читать становится тяжело. Дело в том, что Черчилль до мозга костей прирождённый вояка, он с таким азартом и подробностями пересказывает расположение войск на таком-то фронте, что рано или позно не сдерживаешься и перелистываешь пару-тройку страниц. Однако, в отличие от его книги "Триумф и трагедия", где перелистывать в итоге приходиться почти всю книгу, "Мировой кризис" полон самых разнообразных отвлечённых мыслей и впечатлений, приправленных блестящими аффоризмами. Иными словами - классика.
Current Mood:
Спокойное
Current Music:
Гершвин
* * *
Жанр: Роман
Оценка: 6

Шутка - первый роман Кундеры и этозаметно. Сюжет пересказывается от лица нескольких главных героев по очереди, каждый из которых предлагает своё видение происходящего, а происходящее, надо сказать, не более чем весьма реалистичное жизнеописание быта в Чехословакии в период разочаровния в коммунизме (книга написана в 1967 году). Основная линия сюжета связана с темой предательства, но сама по себе сюжетная линия не столько интересна, сколько разница между взгладами разных людей на одно и то же события. За исключением нескольких эмоционально сильных сцен, в целом довольно скучно, хотя и читается легко.

Немного напоминает рассказы Чехова (слабость героев, атмосфера тоски), но менее депрессивно и менее глубоко.
Current Mood:
предутреннее
Current Music:
Brainstorm
* * *

Next